[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
История города Касли (дата основания) начинается в 1747 году, с закладки чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере.
  
graphic
Герб г.Касли
graphic

Удачно выбранное для строительства завода и поселка место обеспечило Каслям ключевое положение на так называемой «казанской тропе» - прямой дороге из Тобольска на Казань, Уфу и Кунгур. Хитрые «купецкие люди» везли товары через Камень, как издавна назвался Урал,  именно «казанской тропой», избегая Верхотурской дороги – официально признанного пути в Сибирь, так как в Верхотурье все товары облагались высоким таможенным сбором и воеводскими поборами.

В 1869 году поселок Касли по числу жителей  (9 812 человек) занимал четвертое место в Екатеринбургском уезде после Екатеринбурга, Невьянска и Березовского завода.
В 1942 году заводскому поселку Касли присваивается статус города.
Современные Касли являются единственным городом в мире, где находится специализированный музей художественного литья.

graphic

Музей открыт в 1963 году. Основу его собрания составляет уникальная  коллекция отливок, выполненных в XIX-XX вв. на Каслинском заводе.
Поэтому неудивительно, что небольшой (сегодня в Каслях проживает около 20 тыс. населения) город, расположенный в северной части Челябинской области России на протяжении многих десятилетий является местом паломничества российских и иностранных туристов.

В настоящее время КЗАХЛ производит большой ассортимент различных изделий из чугуна:
архитектурное литье -  ограды, решетки декоративные, фонари для уличного освещения, парковая мебель;
художественное литье - скульптуры, статуэтки.


Производственный корпус ООО "Каслинский завод архитектурно-художественного литья"

graphic.


История Каслинского художественного промысла

Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности.

13 августа 1751 г. в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей.

При Н. Н. Демидове Каслинский завод был окончательно достроен. Заводчик Никита Никитич Демидов отличался крутым и жестоким нравом, не терпел возражений и требовал беспрекословного выполнения всех своих распоряжений и прихотей. Скупой на похвалу и поощрения, он был безмерно щедрым на штрафы и наказания за малейшее неповиновение и оплошность. Не удивительно, что на заводах Демидова и приписанных к ним селениях нередко происходили бунты – народ отказывался идти на работу.

В 1758 году, «чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов поделил все имущество между пятью сыновьями, оставив четвертому сыну – тоже Никите Никитичу (1728 - 1804), Каслинский и Кыштымские заводы. Наследник произвел существенную реконструкцию и расширение Каслинского завода. Завод в год давал до 130 тыс. пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо.

В конце XVIII века Демидов перестроил домну, вместо трех деревянных кирпичных фабрик возвел четыре каменных. В таком виде Каслинский завод в 1805 году по завещанию Н. Н. Демидова, бывшего бездетным, перешел во владение его внучатого племянника – Петра Григорьевича Демидова (1740 -1826), тайного советника, заводовладельца, обер-директора
Коммерческого училища в Санк-Петербурге. К этому времени в Каслях было 570 домов и проживало 2 914 крепостных.
Однако в 1809 году П. Г. Демидов продает завод за 700 тыс. рублей купцу первой гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву (1770 - 1823). Первым делом Расторгуев взялся за выполнение военных заказов.
С конца 1815 года все работы на заводе выполнялись под руководством местного литейного мастера Никиты Захаровича Теплякова. В Каслях в больших количествах отливались казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши.

В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов (фото). Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.

В период с 1843 по начало 1850-х гг. производство художественного литья на Каслинском заводепереживает свое второе рождение. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные специалисты-литейщики, предложившие новый способ покрытия отливок и значительно расширившие ассортимент художественной продукции. В конце 1840-х гг. стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и бронзовые. Помимо узорчатых тарелок, производились молочники и марочницы нового образца, садовые диваны и чугунные кресла. Но развитие производства художественного литья в Каслях сдерживалось из-за отсутствия на заводе квалифицированного модельщика и профессионального скульптора, который сумел бы перевести орнаментированный рисунок с чертежа в деревянную или металлическую модель. Не случайно управляющему Кыштымским горным округом Ф. Е. Петрову пришлось отказаться от изготовления памятника Александру I для Александровского прииска Миасского завода. Каслинцы отлили только бронзовые украшения памятника при непосредственном участии Афанасия Никифоровича Тарханова – искусного резчика и модельщика из Билимбаевского завода, специально присланного в Касли по распоряжению Главного начальника уральских горных заводов генерала В. А. Глинки. Все крупные детали памятника (плинт, ступени, «подперки», днище, коробку, базу, колонну, капитель) отлили на Златоустовском казенном заводе и в феврале-марте 1850 г. перевезли на Александровский прииск. 30 августа 1850 г. памятник Александру I был открыт и освящен, но чугунный бронзированный бюст царя, отлитый позднее также в Златоусте, был установлен на нем лишь в июне 1851 г.

В Каслях в это время еще только собирались организовать производство круглой скульптуры, и Никита Тепляков отливал пока надгробные плиты с надписями типа «Воздвиг сей памятник купец Клементьев в 1850 году». С пуском в 1852 г. второй каслинской вагранки начинается производство ажурных решеток, оград, половых плит, надгробных памятников со сложными орнаментальными рельефами, расширяется выпуск садово-парковой мебели: скамеек, диванов, кресел, столов и стульев.
  
Приступив к производству художественного литья, вспомнили в Каслях и о привезенных Зотовым Г. Ф. немецких моделях и моделях из бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. С большим трудом часть из них была найдена. Освоили и некоторые модели бронзолитейной фабрики Выйского завода, где в 1830–1840-х гг. под руководством Федора Филипповича Звездина, выдающегося уральского бронзолитейщика, работали 18 мастеров. Оттуда привезли новые образцы художественного литья: подсвечники, настенные канделябры, чернильницы, а также бронзовые отливки Ф. Ф. Звездина («Бык» – копия с произведения итальянского мастера ХVI в. и «Верховой жеребец Мидльтон» – копия скульптуры знаменитого императорского рысака, вылепленной академиком П. К. Клодтом).
graphic
Портрет купца
Г.Ф. Зотова

В начале 1850-х гг. сестры-заводовладелицы М. Л. Харитонова и Е. Л.Зотова не смогли договориться о совместном управлении заводами.Предвидя пагубные для округа последствия двойного управления, Ф. Е. Петров 1 мая 1850 г. сложил с себя полномочия управляющего, а 15декабря того же года было введено двойное управление Кыштымским горным округом. По доверенности М. Л. Харитоновой уполномоченным по ее делам был назначен Яков Григорьевич Головин, муж ее старшей дочери Александры Петровны, а управляющим заводами – надворный советник Дмитрий Филимонович Аверьянов.

Управляющим со стороны Зотовой стал титулярный советник Лев Николаевич Деханов. Оба управляющих имели равные права, в любой момент один мог отменить распоряжение другого, что порой приводило к дезорганизации. После смерти Головина доверенность на «безотчетное заведование и правление» заводами со стороны М. Л. Харитоновой была выдана ее зятю и личному поверенному в заводских делах генерал-майору Г. В. Дружинину. С его именем исследователи связывают организацию в Каслях производства круглой скульптуры и подбор моделей так называемых кабинетных вещей, отливка которых началась в 1852–1853 гг.

Расширив участок художественного литья, Г. В. Дружинин поставил дело не хуже, чем у Демидовых в Нижнем Тагиле. По его указанию началось широкое использование кусковойформовки «всухую» – наиболее сложного способа формовки, впервые примененного в 1813 г. В. А. Стиларским при отливке круглой скульптуры из чугуна на Берлинском чугунолитейном заводе и внедренного в практику Каслей Г. Ф. Зотовым в 1824 г. Именно Г. В. Дружинин взял на себя ответственность за формирование ассортимента художественного литья, обогатив коллекцию его моделей образцами русской реалистической скульптуры. Страстный коллекционер картин, художественной бронзы и фарфора - он скупал в столичных антикварных лавках все лучшие скульптурные работы независимо от материала, в котором они были выполнены (металл, фарфор, дерево, гипс и прочее), приобретал право на тиражирование работ у лучших российских скульпторов и делал специальные заказы на изготовление моделей для литья. Кроме этого, он предоставлял для отливки в чугуне многие вещи из своей обширной коллекции художественной бронзы и фарфора, например более 20 произведений академика скульптуры П. К. Клодта, которые на долгие годы стали эталонами в каслинском литье.

Постоянно проживая в Санкт-Петербурге, Г. В. Дружинин бывал на заводах наездами. Поэтому для ведения дел на Урале он подобрал опытных специалистов. В 1868 г. на должность управляющего Кыштымскими заводами со стороны Харитоновых-Дружининых был назначен А. Д. Одинцов. Он многое сделал для заводов вообще и для Каслинского в частности. За период его управления коллекция художественных моделей была увеличена почти в два раза (со 122 наименований в 1876 г., до 218 в 1887 г.). Именно на него легла основная подготовительная работа, связанная с участием заводов во всероссийских и всемирных выставках.

С 1860-х гг. выпуск «кабинетного» литья стал производиться под заказ с обязательной предварительной оплатой половины стоимости работ. Активно велись поиски стилистики и ассортимента изделий, пополнялся набор моделей. Новые требования, предъявляемые к жилому интерьеру, изменившиеся вкусы общества (интерес к классицизму сменился ориентацией на стиль историзма) и запросы рынка обусловили увеличение выпуска подсвечников разнообразной формы, декоративных ваз и тарелок, пепельниц и лотков, курительных и чернильных приборов, подчасников, кронштейнов и пр. Качество «кабинетного» литья значительно улучшилось. По своей отделке и уровню исполнения оно не уступало аналогичным бронзовым вещам, но было существенно дешевле и более доступно покупателю.

В 1870-е гг. определяются главные направления в каслинском литье («кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое), складываются основные особенности его стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Наиболее точную характеристику каслинскому литью дал страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Васильевич Павловский: «…каслинские отливки обладают великолепными художественными, пластическими качествами, не уступая в лучших своих образцах бронзе. Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами. Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».

Действительно, славу каслинскому литью принесли прекрасный чугун, уникальные формовочные смеси и мастерство каслинских рабочих, но очень многое зависело и от того, кто занимался подбором моделей и образцов, от компетентности и образованности людей, ответственных за производство высококачественного литья.

В 1886 г. владельцы Кыштымского горного округа провели реорганизацию управления заводами и золотыми промыслами. К этому времени право наследования заводами перешло к баронессе К. А. Меллер-Закомельской (дочери Е. Л. и А. Г. Зотовых), О. П. Дружининой (дочери М. Л. и П. Я. Харитоновых), братьям Н. А. и К. А. Зотовым. Вместо четырех управляющих (по числу основных заводовладельцев) была введена должность главного управляющего Кыштымскими заводами, на которую пригласили известного горного инженера и металлурга статского советника Павл
а Михайловича Карпинского. На него была возложена вся организационная и техническая сторона дела. На этом поприще он проработал более двадцати лет, уделяя особое внимание модернизации производства, повышению качества литья, расширению ассортимента продукции и подбору образцов для экспонирования на выставках. Помимо П. М. Карпинского, в состав Главного управления Кыштымских заводов входили управляющие: горный инженер статский советник А. Х. Деви (сменил на этой должности Л. Н. Деханова), И. И. Карпович и К. П. Оберг. Смотрителем Каслинского завода был назначен отставной поручик артиллерии В. С. Кувязев.
Наблюдение за деятельностью заводов со стороны О. П. Дружининой продолжал осуществлять ее муж и поверенный Г. В. Дружинин. Более тридцати лет он был, по сути, художественным руководителем Каслинского завода. После смерти Г. В. Дружинина в 1889 г. преемником стал его сын – коллежский советник, секретарь Императорского археологического общества В. Г. Дружинин. Продолжая дело отца, он занимался художественным направлением производства. Благодаря активной целенаправленной деятельности Дружининых коллекция художественных моделей Каслинского завода почти утроилась.

Подлинной зрелости каслинская школа художественного литья достигла в 80 - 90-е годы XIX века. Важную роль в создании признанного всеми бренда «Касли»играло регулярное участие Каслинского завода вместе с другими заводами Кыштымского округа во всероссийских и международных художественно-промышленных выставках и ярмарках, на которых представлялись лучшие образцы продукции ведущих металлургических предприятий, что,безусловно, повысило престиж заводов Кыштымского горного округа, так как выставочные награды официально присуждались за комплекс представленных заводами металлических изделий. Подобные выставки знакомили широкую публику и специалистов с новейшими научными открытиями и технологиями,представляли уникальные образцы перспективной заводской продукции и давали возможность сравнения качества однотипных изделий, изготовленных в разных регионах и странах. Каслинское художественное литье всегда отличалось неизменно высоким качеством высокотехнологичных отливок и обширной коллекцией моделей, способной удовлетворить вкус самого взыскательного покупателя.

graphic
Мастера художественного литья, изготовившие чугунный павильон


С 1860 по 1914 гг. искусство каслинских мастеров было отмечено самыми престижными наградами:

1860 – малая золотая медаль на выставке Вольного экономического общества в Москве;

1861 – малая серебряная медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге;

1867 – большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже;

1870 – большая золотая медаль Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге;

1872 – большая золотая медаль Политехнической выставки в Москве;

1873 – большая золотая медаль Всемирной выставки в Вене;

1876 – бронзовая медаль Всемирной выставки в Филадельфии;

1882 – серебряная медаль Всероссийской промышленной выставки в Москве;

1887 – большая серебряная медаль Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в Екатеринбурге;

1888 – Почетный диплом выставки в Копенгагене;
  
1896 – высшая награда Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде – право ставить на изделиях клеймо с государственным гербом России (двуглавым орлом);
1897 – золотая медаль Международной выставки в Стокгольме;

1900 – Гран-при Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (высшая награда первого класса) и большая золотая медаль;

1906 – большая золотая медаль Промышленной выставки в Милане;

1914 – Почетный диплом Балтийской промышленной выставки в Мальме.
В период с середины 1880-х гг. по 1914 год производство художественного литья Каслинского завода достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья.
В ассортимент тиражируемой скульптуры прочно вошли бюсты, статуэтки, скульптурные группы, подчасники, пепельницы, канделябры, кронштейны, ажурные тарели, подставки, рамки для фотографий, брелоки, памятные медали и т.п., а также ажурная садово-парковая мебель.

В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ–начале ХХ в., представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. Зато на таких отливках стоят личные клейма династий каслинских формовщиков – Агеевых, Ахлюстиных, Бугаевых, Быковых, Варгановых, Владимировых, Востротиных, Голуновых, Дунаевых, Захаровых, Игнатовых, Кашириных, Козловых, Кузнецовых, Лазаревых, Лежневых, Мачалиных, Мочалиных, Перминых, Плотниковых, Резанцевых, Ремезовых, Самойлиных, Самолиных, Свистуновых, Столбиковых, Теплековых, Тепляковых, Тимофеевых, Тарокиных, Торокиных, Трофимовых, Халдиных, Хорошеиных, Хорошениных, Черняевых, Широковых и других, навсегда вошедших в историю Каслей. Их руками и вдохновением создавались поистине прекрасные вещи.
С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах.

В концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья начинает расширятся и в 1934 г. был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х гг. XX-го века) , перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности. С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари; набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г.Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.
В настоящее время КЗАХЛ производит большой ассортимент различных изделий из чугуна:
архитектурное литье -  ограды, решетки декоративные, фонари для уличного освещения, парковая мебель;
художественное литьескульптуры, статуэтки
Музей

СССР
Авторское право на данный сайт, его домен и содержание охраняется действующим законодательством. Соавторами сайта являются физические лица с общим псевдонимом «СИСОНГ©». Сайт создан в 2011 году.
Calendar
Дальше
Назад
Сайт управляется системой uCoz