[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Советский плакат появился в годы пролетарской революции; он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость. Кто не помнит плакат Д.С.Моора "Ты записался добровольцем?".
graphic

Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: "Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело". Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С.Моора, В.Маяковского, М.М.Черемных и В.Н.Дени. Каждый из этих художников своими, только ему присущими средствами и приемами создавал агитационные произведения большой выразительной силы.
 За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели "Окна РОСТА", в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях. Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей.
Когда в стройках первых пятилеток поднималось величественное здание социализма, на строительных площадках, полях первых колхозов, башнях элеваторов, бетонных массивах Днепрогэса, словом, по всей нашей стране - всюду - можно было встретить агитационный плакат. И если сейчас просматривать плакаты тех лет, покажется, будто листаешь художественную летопись перестройки. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат.
Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, За Честь, За Свободу!».
Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И.Тоидзе.

graphic


Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!", изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Один из самых известных плакатов тыловой тематики — «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы, мать солдатов-фронтовиков, текст к плакату написал С. Маршак.
За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию - это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.

После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами.
В послевоенные годы добился выдающихся успехов и советский кинопрокат. Лучшие мастера киноплаката - В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский, И Хазановский и другие - отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины. Работы этих художников не раз завоевывали на международных конкурсах ведущие места.
Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная 21 съездом партии, потребовала от агитации в том числе и от плаката, новых усилий. Снова на целинных станах, на гигантских новостройках семилетки появлялись яркие и темпераментные плакаты, побуждающие энтузиазм масс, зовущие трудящихся на выполнение намеченных партией планов.
Советский плакат шагал в ногу со временем. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире. Понятие "искусство агитации" все больше вытесняется понятием "агитация искусством". Целая плеяда плакатистов-шестидесятников активно и самоотверженно возрождает старые и разрабатывает новые методы эстетического воздействия на человека, не ставя под угрозу идейное содержание плакатных листов.



К ТЕБЕ ОБРАЩАЕТСЯ ПЛАКАТ!

"Плакат - это разящий удар, направленный на голову классового врага, это - возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание" - так писал художник Дмитрий Стахиевич Моор, нарисовавший за короткую июньскую ночь один из лучших плакатов гражданской войны. Красноармеец указывает пальцем прямо на тебя: "Ты,- говорит он,- записался добровольцем?" Моор рассказывал: "Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцем". Его красноармеец был комиссаром, он звал людей на защиту революции, требовал решимости и мужества. Как подсчитать, скольких людей убедил этот красноармеец, за одну короткую ночь нарисованный большим художником? Это плакат-борец. Правильно сказал Моор: "Мы относились к искусству как к восстанию!"
А во время Великой Отечественной войны плакаты наклеивали на танки, шедшие в атаку. Вся страна помнила вдохновенно-суровое лицо женщины на плакате И. Тоидзе "Родина-Мать зовет!". Плакаты защищали Родину!
В издательстве "Плакат" создан специальный научно-методический сектор, или, как его чаще называют, "отдел эффективности". Эффективен ли плакат - то есть, действует ли он, вмешивается ли в жизнь? Это и проверили. Приехали в город Ростов-на-Дону и в одном районе области провели эксперимент.
Много зерна теряется во время уборки хлеба - с уборочных машин сыплется зерно, при погрузке и разгрузке золотые зернышки разлетаются, да и на поле нет-нет остаются колоски. Если с каждого квадратного метра хлебного поля страны поднять один (только один!) потерянный колос, то государство получит дополнительно один миллион триста тысяч тонн зерна! Привезли во время уборочной кампании в Сальские степи разные плакаты и расклеили их на бункерах комбайнов, на тракторах, бортах уборочных автомашин, на фермах, элеваторе, в столовых и красных уголках. Куда ни кинешь взгляд - обязательно видишь: "Сбережем!", "Не теряй!", "Не оставляй!" Запомнился всем плакат Б. Решетникова "Не теряй!": едет уборочная машина, а шофер-ротозей не видит, как с машины сыплются зерна. И на лету (так придумал художник) зерна эти превращаются в круглые металлические рубли. Не зернышки - деньги народные теряет ротозей-водитель!
Один секретарь парткома сказал так: "Устная агитация не до всякого доходит. Не всякий ее запоминает. А тут плакат-"молния" - хочешь не хочешь, а в глаза бьет. Куда ни повернись - напоминают, требуют: смотри ж, не подведи, все до зернышка и собери и довези до места! Ну, старались, конечно..." Старались - и потери зерна по сравнению с прошлым годом, когда плакат в уборочной не помогал, сократились на 60 процентов!
Вот что может плакат!
Во время войны плакаты шли в атаку. Сегодня, в мирное время, фронт трудовой. И вместе с рабочими на великие стройки первым приходит плакат.
Трудно ли сделать плакат? Очень трудно. Ведь он должен быть понятен всем. Вот, например, на том же заводе плакат, где изображен мощный крюк подъемного крана, поднимающий легкое птичье перо. Некоторым крюка и пера достаточно: разве можно, понимают они, могучий механизм приводить в движение из-за пустяка? Кто же этого не понял, для того крупными буквами пишут "СТОП!". А для тех, кто и этого не понял, маленькими буковками объясняют: "Рационально используйте технику!" На трех уровнях сделан плакат...
Тому, кто понимает первый уровень, достаточно бросить на плакат мимолетный взгляд, и он сразу воспримет его призыв. На такой мимолетный взгляд и рассчитан плакат. Поэтому люди на улице около плаката редко останавливаются: они понимают его с ходу. Хороший плакат может многое сделать: он борется за мир, укрепляет трудовую дисциплину, учит обращаться с машинами и беречь трудовое время, видеть в оброненном зернышке народный рубль, помогает охране здоровья населения, прививает любовь к физкультуре и спорту, воспитывает в людях чувство советского патриотизма и гражданского  долга.



Сегодня интерес к плакату возвращается. Видимо, "привнесение красоты в повседневную жизнь" вновь актуально у человека. Плакаты прошлых времен становятся библиографической редкостью, антикварной графикой и предметами коллекционирования. Их ищут, собирают, включают в банки данных, проявляя тем самым заботу о сохранности культурных ценностей бывшего СССР и России. Но возрождение русского плаката еще впереди. В него верят, его ждут. Такую надежду вселяет и настоящая коллекция.
Советский плакат.
Скачать все плакаты (более 1300 шт.)!


    Советские плакаты — наглядные пособия, направленные к разъяснению определенного вопроса, как, например, отношения советской власти к текущим событиям в доступной форме. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической или другой деятельности. Характер советских плакатов менялся по мере исторического развития СССР. Содержавшаяся в них пропаганда сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальная справедливость), патриотизм, общеобразовательные элементы, призывы к здоровому образу жизни.
 Музей

 СССР
Музей СССР.
Calendar
Дальше
Назад
Сайт управляется системой uCoz