Слово «шарж» происходит от французского «charge» - нагружать, отягощать, преувеличивать и обозначает доходчивый и популярный жанр изобразительного искусства – сатирический или юмористический портрет; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно это портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты изображаемого. Хотя шаржи и часто сравнивают с карикатурами, они в отличие от неё, не высмеивают недостатки героя, а наоборот шаржи добродушны, заставляют людей улыбаться, но никак не посмеяться над изображаемыми. Хотя шаржи и произошли от карикатуры, они в отличие от неё не ироничны, а добродушны. Цель шаржа порадовать и рассмешить человека, а не выделить его недостатки. На шаржах обычно изображают людей, животных и различные предметы.
В шарж что-то изложено в комической и даже озорной интерпретации. Что-то забавно присочинено, что-то весело переиначено, что-то лукаво опущено, а что-то, наоборот, неимоверно подчеркнуто. И тем не менее все вместе складывается в живую, смешную и гротескную, но убедительную и, как ни странно, вполне правдоподобную картину.
Как и обычный «серьезный» портрет, шарж, передавая внешнее сходство того или иного человека, стремится выразительно и точно раскрыть его внутреннюю сущность, передать самые характерные, индивидуальные черточки, пользуясь при этом средствами карикатуры – остроумно, метко, смешно. И если художник справился с этой, отнюдь не легкой задачей, то возникает произведение сатирического искусства, вызывающее искренний смех зрителей и несколько натянутую улыбку и растерянность самого «ошаржированного».
Так уж, видно, устроен человек, что, с большим удовольствием созерцая шаржи на других, свое собственное шаржированное изображение он всегда находит малоудачным.
«Мда… Я как-то у вас не получился… - сочувственно говорит он сконфуженному автору, - не похоже, совсем не похоже…». Иногда, правда, можно услышать и такое:
«Да-а… Похоже-то оно, может, и похоже, но какой же это, извините, дружеский шарж? Избави бог, знаете ли, от такого изображения…»
Не случайно вышедший несколько лет назад альбом дружеских шаржей, созданных Кукрыниксами, они назвали «Это я?». Наверное, такой горестный вопль «нераздельная и единосущная троица» не раз слышала от именитых деятелей литературы и искусства, увековеченных в этом альбоме.
Можно понять ощущения людей, ошеломленных неприкрашенной правдой своего облика, раскрытого неумолимой рукой художника.
Известно, что, увидев свою физиономию, запечатленную гениальной кистью Веласкеса, папа Иннокентий Х недовольно проворчал: «troppo vero» - «слишком правдиво»… Эту реплику «святейшего отца» мог бы, пожалуй, повторить не один из тех, кто «попал на карандаш» художника-шаржиста. Таким людям, видимо, больше по душе те слащавенькие, зачастую перерисованные с фотографий и осторожненько (самую малость, чтобы не обиделась изображаемая личность) «усмешенные» рисуночки, которые тоже иногда печатаются под рубрикой «дружеские шаржи». Слов нет, даже у больших мастеров шаржа случается и пересол и перебор. Очень уж тонкой и деликатной бывает иногда грань между острой иронией и обидным ехидством, между беззлобной колкостью и едкой насмешкой – грань, которая бывает иногда нарушена без всякого злого умысла автора, из-за чрезмерной его наблюдательности или особой чувствительности «шаржируемого»…
Во всяком случае, в нашем альбоме собраны подлинно дружеские шаржи, нарисованные лучшими мастерами этого жанра без малейшего желания кого-то оскорбить или обидеть, с уважительным и доброжелательным отношением к изображаемым людям, но при этом нисколько не теряющие своей сатирической остроты, меткости характеристик, веселой иронии. Шарж правдивее иных фотопортретов, так как он не знает ни тщательно выбранной позы, ни «выгодного» освещения, ни ретуши. И отражает оно самую сущность человека, метко, достоверно и смешно схваченную карандашом карикатуриста-сатирика.
Острому искусству шаржа отдавали дань многие выдающиеся художники всех времен и народов. Достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Тициана, Бернини, Хогарта, Гильрея, Домье. А в нашей стране – Степанова, Серова, Кустодиева, Ремизова (Ре-ми).
Велик и ярок вклад в это искусство плеяды советских мастеров. Их искрящееся веселой и жизнерадостной выдумкой творчество в полной мере проявилось в обширной галерее портретов, предложенных вашему вниманию, которое не только помогло раскрыть, но и обогатило образы интереснейших и популярнейших людей советский эпохи.