Открытки.
Первыми в истории появились поздравительные открытки. Так, самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка». Ее создание приписывается самому герцогу Орлеанскому, который, сидя в тюрьме, сочинял любовные послания своей жене.
Широкое распространение открытки получили в конце XVIII-начале XIX века в Англии. Это были карточки, которые изготавливались как правило художниками вручную. Для оформления карточек использовались разнообразные и порой неожиданные материалы: сушеные цветы, кожа, резина, бархат, шелк, бисер и др. Такие открытки посвящались Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, открытки сложной и богатой отделки передавались из рук в руки.
Первой печатной рождественской открыткой стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу сэра Генри Коула. На открытке размером 12*7 см художник изобразил семью Коулов, сидящую за праздничным столом, изображение дополняла подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Эта открытка была издана тиражом в 1000 экземпляров. Из этого тиража до наших дней сохранилось всего 12 открыток. Одна из них была недавно продана в Англии за 22 тысячи фунтов стерлингов. В 1860-х годах типографское производство открыток было поставлено на поток.
Первые почтовые открытки были выпущены 22 сентября 1869 года австрийским правительством. Это были листочки из плотной желтой бумаги размером 123*88 мм с почтовой маркой лимонно-желтого цвета в правом углу. Рисунков на этих открытках не было. Художественная почтовая открытка появилась несколько месяцев спустя. В июле 1870 года книготорговец Шварц из Ольденбурга выпустил открытку с небольшим рисунком, изображающим артиллериста с пушкой. В 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе в Берне почтовая открытка получила официальное признание. Был установлен единый международный размер открытки - 90*140 мм. А несколько позднее, в 1925 году, был введен новый стандарт, сохранившийся и по сей день -105*148 мм.
Рекламные открытки появились во второй половине XIX века в Европе, откуда были завезены в Россию. Как ни странно, именно рек ламно-сувенирным открыткам Россия обязана распространением культуры поздравления с помощью открыток. Сувенирно-рекламные карточки с элементами фирменного стиля изготовителя, вкладывались в упаковку со сладостями «Товарищества А.А. Абрикосова и сыновей» и фабрики Эйнем. Такие карточки долго хранились покупателями, постоянно напоминая об изготовителе и побуждая приобретать его продукцию снова и снова. Многие из них сохранились до нашего времени. Трудно себе представить более «долгоиграющий» рекламоноситель.
В 1898 году община св. Евгении выпустила первые российские открытки. До этого открытки в Россию ввозили в основном из-за границы, собственного производства не существовало. Именно с 1898 года начался так называемый золотой век открытки, продлившийся два десятилетия до 1918 года.
Открытки изготавливались в основном способом литографии, шелкографии, а также фотографическим путем. Черно-белые фотооткрытки вручную раскрашивались акварелью. Для отделки использовались технологии конгревного тиснения и высечки. Уникальной по сложности исполнения и по красоте результата была технология изготовления двойных открыток с шелком. Шелк впрессовывался на бумагу подложки машинным способом, затем выполнялось конгревное тиснение поверхности, покрытой тканью. И, наконец, заготовка покрывалась еще одним слоем бумаги с фигурной высечкой. Так на открытках появлялись, например, необычайно яркие, объемные и почти что живые цветы с шелковыми лепестками. Сейчас наблюдается возвращение к применению шелка для отделки открыток, но современным образцам далеко до филигранности работ мастеров прошлого.