[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Советский фарфор.
Фарфор как материал, изобретенный в древнем Китае, был известен еще с далеких времен и всегда считался украшением аристократических домов. В дореволюционной России фарфоровые фигурки и посуду можно было встретить и в царских дворцах, и в особняках купцов, и в жилищах творческой интеллигенции. Во многих городах российской империи работали и процветали знаменитые заводы по производству фарфора.

После Октябрьской революции 1917-го фарфоровые статуэтки в числе прочих атрибутов «буржуазного прошлого» подвергались осуждению как «мещанство», а заводы, где их делали – национализировались. Однако на смену белым слоникам, позолоченным ангелочкам и ажурным бабочкам пришел новый фарфор – фарфор советский! Ведь даже большевики понимали, что зарождающаяся советская культура могла с успехом использовать кадры и технологии, оставшиеся с царских времен.
Модернизация отрасли в довоенные годы, а также строительство новых заводов позволило существенно увеличить объём и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Большая часть предприятий была переведена на вновь созданную отечественную сырьевую базу. Основными поставщиками каолина  стали обогатительные фабрики Просяновского и Глуховецкого месторождений Украинской ССР, полевошпатных материалов - Карелия  и Мурманская область, огнеупорной глины - Донецкая область. На базе восстановленного производства старых заводов опытные мастера начали «нести в массы» уже советское искусство, а в послереволюционном Петрограде заработало предприятие, которое впоследствии стало знаменитым ЛФЗ – Ленинградским фарфоровым заводом. Советский фарфор сам по себе имеет огромную историческую ценность, ведь эти изделия несут на себе практически вечный отпечаток эпохи. Поэтому он стал довольно распространенной страстью коллекционеров, для которых фарфоровые статуэтки рабочих, колхозниц, пионеров, спортсменов и бойцов Красной армии – не просто объекты собирания, а неотъемлемая частица безвозвратно ушедших десятилетий существования страны под названием СССР, немые свидетели побед и горестей тех лет. А для кого-то из них – и просто тоска по беззаботному детству и красным галстукам.
В годы Великой Отечественной войны часть предприятий была разрушена или эвакуирована. После войны фарфорово-фаянсовая промышленность стала возрождаться. В первую послевоенную пятилетку началось строительство новых заводов по производству бытового и художественного фарфора. С 1959 по 1975 годы было запущено 19 новых заводов, а все действующие предприятия были реконструированы и оснащены современным оборудованием. В результате модернизации производительность труда в отрасли за 1961-1975 выросла в 2,4 раза, уровень механизации - с 36% (1965) до 68% (1975). В 1975 году фарфорово-фаянсовая промышленность СССР включала в себя 35 фарфоровых заводов, 5 фаянсовых, 3 майоликовых, 2 опытно-экспериментальных, 1 машино-строительный и 1 завод по производству керамических красок. Общий объём продукции, выпускаемой на наиболее крупных предприятиях: Дулёвском фарфоровом, Конаковском фаянсовом, Будянском фаянсовом, Богдановичском, Дружковском и Краснодарском фарфоровых заводах составил 360,2 млн. штук.
Благодаря своим уникальным качествам советский фарфор, как и любые изделия из этого уникального материала, может храниться практически вечно, а значит - эти фарфоровые фигурки со временем можно будет передать своим потомкам в качестве иллюстрации к рассказу на тему «как мы все жили в СССР». Такие произведения советского искусства имеют и огромное познавательное значение. На них, как на старых фотографиях, остался сам дух той эпохи. Что еще, если не фарфоровые статуэтки, сможет рассказать нам, как в 30-70 годы XX столетия одевались рабочие, крестьяне, красноармейцы, спортсмены, пионеры? Ведь советский фарфор – это зеркало советской культуры и быта, классических канонов искусства этого периода. Но самое главное в другом. Как сказал один из известных политиков постсоветского периода, «не сожалеть о развале СССР может только тот, у кого нет сердца, а верить в его возрождение – тот, у кого нет разума».
Для тех, у кого «есть сердце», советский фарфор может стать своеобразной отдушиной, постоянным и вечным напоминанием о годах беззаботного детства и романтической юности. Ведь эти красивые и в чем-то даже наивные фарфоровые статуэтки хранят тепло рук наших отцов и матерей и историю той уже несуществующей страны, откуда все мы с вами родом.
  
Страница 1  2  3  4  5  6  7
Страница 1  2  3  4  5  6  7
 Музей

 СССР
Музей СССР ©.
Calendar
Дальше
Назад
Сайт управляется системой uCoz