[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Музей СССР.
 Музей

 СССР


Мир на гране ядерной войны.




graphic

Отношения СССР со странами Запада в середине 50-х — начале 60-х годов. После смерти Сталина представители партийной верхушки, в частности Г. М. Маленков, пришли к выводу о недопустимости ядерной войны, которая чревата смертельной опасностью для всего человечества. Советское руководство, сохранив курс на поддержку коммунистических и «антиимпериалистических» сил, предприняло ряд шагов, направленных на нормализацию отношений с Западом.
Летом 1955 г. в Женеве состоялась первая после Потсдамской конференции встреча глав государств и правительств СССР, США, Англии и Франции. Советская делегация, которую возглавлял Н. С. Хрущев, выступила с проектом договора о коллективной безопасности в Европе. Американский президент Д. Эйзенхауэр предложил первоначально решить вопрос об объединении Германии, к чему советская сторона не была готова. В результате попытка заключить соглашение между двумя блоками оказалась неудачной. Однако женевские переговоры доказали саму возможность достижения компромисса между Западом и Востоком. Своеобразным следствием «духа Женевы», установившегося в международных отношениях, стал вывод советских и американских войск из Австрии, установление дипломатических отношений между
СССР и ФРГ, подписание советско-японской декларации, предусматривавшей прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. В 1958 г. между Советским Союзом и Соединенными Штатами было заключено соглашение о сотрудничестве в области культуры и экономики.
В ходе «мирного наступления» СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил и ликвидации военных баз на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес в ООН предложения приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного оружия, о последовательном сокращении вооруженных сил противоборствующих блоков. В 1958 г. СССР в одностороннем порядке временно прекратил ядерные испытания.
Однако на главном направлении международных отношений — между СССР и США — добиться серьезных сдвигов не удалось. Первый в истории визит главы советского правительства в США, состоявшийся в 1959 г., не ознаменовался подписанием каких-либо серьезных документов в области ограничения вооружений. Достижению долговременных договоренностей препятствовало отсутствие доверия между сверхдержавами. При этом СССР и США безжалостно расправлялись с неугодными им политическими силами в странах, находившихся в сфере их влияния (участие Советской Армии в подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии, свержение американскими войсками правительства в Доминиканской республике).
В мае I960 г. советско-американские отношения были омрачены появлением в воздушном пространстве СССР американского самолета-разведчика, который был сбит силами ПВО. Черту под кратковременной эпохой потепления международных отношений подвел Берлинский кризис 1961 года. Он разразился после неудачи советско-американской встречи в верхах в Вене, когда президент Дж. Кеннеди отказался рассматривать предложения па статусу Берлина.
19 августа 1961 г. с согласия Москвы правительство Восточной Германии воздвигло бетонную стену, отгородившую Западный Берлин от территории ГДР. Этими действиями нарушались решения Потсдамской конференции, предусматривавшие свободу передвижения по городу. Намечая ответные меры, США рассматривали вероятность военного конфликта с СССР. Американскими военными планировался прорыв танковых колонн к Берлину с территории ФРГ. Одновременно атомной бомбардировке могла подвергнуться одна из советских военных баз, находившихся в ГДР. В грядущем конфликте США рассчитывали на превосходство своих ядерных сил. Однако протесты западногерманских политиков, опасавшихся превращения страны в театр ядерной войны, предотвратили худший вариант развития событий.
Карибский кризис. В 50-х годах США и СССР интенсивно наращивали ядерные вооружения. Наряду с бомбардировщиками дальнего радиуса действия носителями ядерных боеголовок стали межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), способные через космическое пространство достичь любой точки на территории противника. Ракетами с ядерными боеголовками были вооружены и подводные лодки, способные нанести удар из глубин Мирового океана. Продолжавшаяся гонка ракетно-ядерных вооружений имела два важнейших последствия. С одной стороны, она привела к накоплению каждой из сверхдержав ядерного потенциала, способного неоднократно уничтожить противника. С другой стороны, угроза применения ядерного оружия устанавливала предел действий обычных средств и вооружений, предотвращала возможность эскалации вооруженного конфликта. Впервые «ядерный фактор» сказался во время Корейской войны. В еще большей степени он заявил о себе в ходе Карибского кризиса 1962 года.
Кризис стал итогом целой цепи событий, произошедших задолго до октября 1962 года. В 1957 г. американцы разместили на территории Греции и Турции ракеты средней дальности типа «Юпитер». Это создавало для СССР новое «окно уязвимости» благодаря малому — по сравнению с межконтинентальными ракетами — времени подлета «Юпитеров» к промышленным центрам юга Европейской части страны. Предпринимая ответные действия, советское руководство воспользовалось ситуацией, сложившейся после победы на Кубе в 1959 г. революционных сил во главе с Ф. Кастро. Новое кубинское правительство национализировало собственность американских компаний, что больно ударило по интересам США. Администрация Дж. Кеннеди оказала на Кубу мощный нажим, апофеозом которого стала подготовка высадки на «остров Свободы» десанта противников Кастро (закончившаяся неудачей). Кубинский руководитель обратился за помощью к СССР. На Кубе тайно было размещено несколько стартовых позиций советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками.


graphic


Руководство Соединенных Штатов узнало о случившемся из данных аэрофотосъемки. Территория Америки оказалась уязвимой для удара: малое подлетное время советских ракет не давало возможности осуществить запуск ракет-перехватчиков. В октябре 1962 г. президент США объявил об установлении морской блокады Кубы: все суда, идущие к острову, должны были досматриваться американскими военными. Кроме того, Кеннеди потребовал в кратчайшие сроки демонтировать и вывести советские ракеты.
Советские суда, идущие к Кубе, сопровождались силами ВМФ, в том числе и подводными лодками, оснащенными ядерным оружием. Столкновение двух флотов казалось практически неизбежным, что привело бы к крупномасштабной войне между СССР и США. Вооруженные силы обоих государств были приведены в состояние полной боевой готовности.
В этой ситуации ядерные боеголовки сыграли роль сдерживающего фактора. В руководящих кругах сверхдержав возобладало мнение о том, что обмен ударами будет иметь необратимые последствия. Американские эксперты и политики указывали на то, что применение Советским Союзом своего ядерного оружия будет катастрофическим для США даже в случае упреждающего удара со стороны американцев. «У нас не хватит бульдозеров, чтобы убирать трупы», — заявил один видный американский политик. Благоразумие взяло верх — Хрущев и Кеннеди сумели заключить соглашение. В обмен на обязательство Соединенных Штатов не нападать на Кубу Советский Союз убрал с острова свои ракеты. Американцы, в свою очередь, демонтировали «Юпитеры», находившиеся вблизи границ СССР.
Карибский кризис заставил сверхдержавы и другие государства, обладавшие ядерным оружием, приступить к ограничению гонки ракетно-ядерных вооружений. В 1963 г. был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 г. СССР, США и Великобритания заключили договор о нераспространении ядерного оружия. Эти договоренности стали одним из важнейших факторов, способствовавших наступлению в дальнейшем периода разрядки международной напряженности.
Борьба за влияние в «третьем мире». В 50—60-х годах продолжалось острое соперничество сверхдержав за влияние в «третьем мире». США и СССР оказывали военно-политическую и экономическую помощь, которая прочно привязывала страну-получателя к стране-донору. Стремительный развал колониальной системы создавал Советскому Союзу благоприятные условия для активизации своей деятельности в «третьем мире».
В 1957—1964 гг. руководство СССР подписало свыше 20 различных соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами. Военно-политическая и экономическая поддержка оказывалась прежде всего тем государствам, которые заявляли о своей «антиимпериалистической» позиции на международной арене или о выборе «социалистической ориентации» в качестве приоритета внутреннего развития. Крупномасштабная помощь, тяжким бременем ложившаяся на советскую экономику, в ряде случаев составляла значительную часть бюджета союзников СССР (в Индии — 15%, в Объединенной Арабской Республике — до 50% средств, направляемых на экономическое развитие).
Еще одним важным инструментом влияния сверхдержав в «третьем мире» были поставки оружия, участие в региональных конфликтах военных советников или воинских контингентов. Поля сражений исполняли роль военных полигонов для испытания новых систем оружия. При этом СССР и США прикрывали свои геополитические интересы идеологическими маневрами вроде «помощи развивающимся странам и борьбы с силами международного империализма» или «защиты свободного рынка и ценностей демократии». Вместе с тем лидеры стран «третьего мира» зачастую использовали антисоветскую или антиамериканскую риторику в целях, весьма далеких от тех, которые провозглашались на словах. Заключая военный союз со странами западного или восточного блока и получая от «партнера» экономическую и военно-техническую помощь, они рассчитывали решать в свою пользу местные политические, религиозные или этнические конфликты.


graphic

Война во Вьетнаме. В 1954 г. был осуществлен раздел Вьетнама, освободившегося после тяжелой многолетней борьбы от власти французских колонизаторов. В северной части страны утвердился просоветский режим, в южной — проамериканский. В Южном Вьетнаме против американских войск и их местных союзников военные действия вели «вьетконговцы», которым помогали их северные соратники и китайцы. Американцы постепенно стали наращивать свое военное присутствие во Вьетнаме. Подыскивая повод для широкомасштабных бомбардировок и наступательных операций сухопутных войск, они спровоцировали в 1964 г. так называемый «Тонкинский  инцидент»: представители США заявили, что их корабли якобы были атакованы в Тонкинском заливе северовьетнамскими катерами.
После этого американские войска стали принимать непосредственное участие в военных действиях. Авиация США подвергла территорию Северного Вьетнама «ковровым» бомбардировкам. За годы Вьетнамской войны (1964—1973) американские пилоты сбросили 7,8 млн. т бомб, зажигательных и отравляющих веществ. Были стерты с лица земли 80% вьетнамских городов и провинциальных центров. Из Советского Союза Вьетнам получил новейшие зенитные комплексы, боевые расчеты которых составляли в основном советские солдаты и офицеры. В боях принимали участие и советские летчики. За первые пять лет войны американцы потеряли более 3 тыс. боевых самолетов. Несмотря на то что к концу 1960-х гг. численность находившихся во Вьетнаме войск Соединенных Штатов достигла полумиллиона человек, добиться перелома в ходе боевых действий им не удалось.
Вьетнамская война, унесшая жизни многих тысяч молодых людей, вызвала настоящий раскол в американском обществе. В США развернулось мощное антивоенное движение, поддержанное во всем мире. Победивший на президентских выборах 1968 г. Р. Никсон поспешил объявить о постепенном выводе американских войск из Вьетнама.
«Вьетнамизация» войны — то есть передача южновьетнамской армии основных функций по борьбе с противником — в конечном итоге привела к поражению США. Согласно Парижским соглашениям 1973 г. американцы были вынуждены вывести из Вьетнама все свои войска. В 1975 г. южновьетнамский режим пал, объединились северная и южная части расколотой прежде страны. Поражение во Вьетнамской войне привело к падению международного престижа Соединенных Штатов и послужило причиной того, что американское руководство начало искать пути разрядки международной напряженности. В американском обществе сформировался стойкий «вьетнамский синдром» — нежелание участвовать в каком-либо региональном конфликте.
  
Дальше
Назад
Calendar
Сайт управляется системой uCoz