[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Памятники В. И. Ленину.

Памятники Ленину это категория скульптурных произведений, которая стала неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства, одним из символов Советской эпохи.
С одной стороны, они создавались с целью увековечить память революционера-вождя, теоретика марксизма, основателя большевистской партии и Советского государства Владимира Ильича Ульянова (Ленина), относясь, таким образом, к скульптурной «лениниане». С другой стороны, эти памятники также достаточно часто являлись средством пропаганды идей господствующего строя в лице его создателя, с характерной функцией активного общественного воздействия, проявлявшегося не только в дополнительной содержательной нагрузке монумента, но и в самом его размещении, как правило, в местах массового скопления людей: в парках, на главных городских площадях, особенно перед административными зданиями.
Почти сразу после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года фигура В. И. Ленина, как главного её вдохновителя, стала одной из самых почитаемых в народе. 19 февраля 1919 года скульптором Г. Алексеевым был изготовлен первый бюст вождю, позже установленный в Петрограде. Официально первым памятником Ленину считается Памятник Ленину в Уфе (на пересечении улиц Коммунистической и Ленина), установленный в 1923году. Памятник представлял собою комплекс с колонной, на верху которой был земной шар в цепях. В. И. Ленин сидел возле колонны, а вокруг были фонтаны и разбит сквер. Сейчас фигуру Ленина убрали.
Ленин был ярким и харизматическим лидером, который умел просто и доступно излагать, поднимал «больные» для большинства населения вопросы, легко контактировал с народом, чем снискал себе огромную популярность среди масс. Как вспоминает А. Потресов, соратник Ленина с 1895 года:
«Ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладал секретом излучения Ленина, прямо-таки гипнотического воздействия на людей… Плеханова уважали, Мартова любили. Но за Лениным шли как за единственным вождём без каких-либо оговорок, ибо только Ленин представлял, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сочетавшего фантастическую веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя»
Таким образом, зарождавшийся культ личности Ленина на фоне перестройки общественного сознания был вполне объясним, и шёл как изнутри при определённой поддержке населения, так и сверху от властей. Впрочем, данная интерпретация образа Ленина в общественном сознании отмечена позднейшей цензурой, которая исключила из рассмотрения фигуру Троцкого (бывшего не менее, а то и более популярным харизматическим лидером вплоть до попадания в опалу).
Постепенно возвеличивание образа Ленина переросло в политическую задачу («Ленин и сегодня живее всех живых» и «Партия — это Ленин сегодня»).
Образ В. И. Ленина в скульптуре при Советской власти стал не менее каноничным, чем в живописи или литературе уже к концу 30-х годов XX века. Ленинский памятник изначально занимал особое место среди монументов другим выдающимся деятелям революции и Советского государства, но с течением времени перерос в отдельную категорию искусства. За создание такого рода скульптур в зависимости от смысловой нагрузки и места расположения брались очень многие и даже порой самые именитые художники своей эпохи: Е. В. Вучетич, Н. В. Томский, М. Г. Манизер, Л. Е. Кербель и другие.
За 70 лет советской власти памятники Ленину были установлены практически в каждом городе СССР, на центральных площадях во многих городах находился главный памятник. В ряде городов существовало даже несколько памятников вождю мирового пролетариата.
Некоторые памятники были установлены по инициативе политических и общественных организаций уже после распада СССР.

  
Музей

СССР
Calendar
Дальше
Назад
Сайт управляется системой uCoz